Наша авиация в СУхом остатке

«От УССР до Украины: закономерности развития»
Помощь России: Забудет ли Италия и почему Европа против? (часть 3)
Наталья Королевская: «Слуга народа» надежды не оправдала

Как известно, гражданской авиапромышленности в Украине нет. Ведь содержать собственный завод по производству коммерческих самолетов для внутреннего рынка абсолютно невозможно в виду нищего населения, которому не по карману летать на относительно короткие украинские расстояния. А делать достойные самолеты, выдерживающие конкуренцию с гигантами, типа Боинг или Аирбас, по техническим показателям машин и по сервису – это тоже объективно нереально для украинской экономики и, конечно же, «благодаря» менталитету местных чиновников.  Потому Украина недавно и избавилась от собственного гражданского самолетостроения в пользу тотального экспортозамещения. Не потеряла “Антонов”, а именно избавилась, как того “потребовал” рынок.

В России ситуация немного другая. Имеется собственное гражданское самолетостроение в виде производства небольших узкофюзеляжных самолетов: нового  SSJ 100, доставшегося в наследство от СССР Ту-204 и так же рожденного в СССР широкофюзеляжника Ил-96-300. Кроме того,  ведется совместная работа с китайцами над проектом дальнемагистрального широкофюзеляжного CR929, собственная разработка Ил-96-400М и уже проходит летные испытания российский ближне и среднемагистральный узкофюзеляжник МС-21.

Стало быть, в этой сфере российской экономики жизнь скорее есть, чем нет. А обильная реклама и присутствие на всех значимых авиасалонах российской новинки «SSJ 100» так вообще ставит данный вопрос для россиян так, как буд-то Россия наконец-то начинает конкурировать с мировыми гигантами самолетостроения. И данные мысли, действительно очень приятно теребить после развала СССР.

Однако, недавние вести с полей самолетостроительного бизнеса для России не совсем утешительны. Совсем недавно американский минфин отказался выдавать экспортный сертификат на те 10% деталей американского происхождения, из которых собрана «российская» новинка. Этот запрет разрушил уже российско-иранскую сделку на поставку 12 самолетов в ближайшем будущем  и потенциальный контракт на еще 100 самолетов в перспективе.  Таким образом, использовать эту свою машину Россия сможет только внутри страны или на рынке Европы. А иранские контракты уже уходят к Боингу (на 100 самолетов) и к Аирбасу (на 80 самолетов).
По заверениям руководителя компании ГСС, Россия даже может импортозаместить американские агрегаты в своем импортном самолете, но к тому времени, как это случится, рынок будет уже поделен и этот шаг вряд ли окупится.

Наложение данных американских санкций на компанию «Гражданские самолеты Сухого» наглядно демонстрируют принципы функционирования той самой «свободной руки рынка», к которой приводит либерализация экономики и строительство собственных высокотехнологичных изделий просто за счет их сборки из иностранных запчастей.  Как видно, в данных условиях просто производить качественныую высокотехнологичную продукцию с высокой добавочной стоимостью для гарантированного процветания в этом рынке “свободной конкуренции” абсолютно недостаточно.

РЕКОМЕНДОВАННО ВАМ

Loading...